Использование цвета в архитектуре
Цвет всегда имел особое значение как при строительстве отдельных зданий, так и при создании целостного архитектурного образа городов. Использование различных цветов и красок было обычным явлением в народной архитектуре многих культур. Как правило, вдохновение для выбора цвета древние мастера черпали из созерцания предметов окружающей природы в каждом конкретном регионе. В прошлом люди были более вольны в выборе цвета, но с появлением традиционных поселений свобода в некоторой степени стала ограничиваться.
В Древней Греции архитекторы и строители не одобряли использование ярких цветов и придерживались монохромных схем в оформлении. В это время самыми популярными стали белый и синий цвета, которые в некоторых регионах даже являлись обязательными к применению.
Последствия такого выбора цветов мы наблюдаем в архитектурных обликах современных городов. Длительное время при строительстве городских зданий в Греции все так же использовались определенные, ограниченные цветовые схемы, в которых нет ярких красок. Развитие современных тенденций в мировой архитектуре повлияло на использование цвета в греческой архитектуре, хотя в период модернизма свою доминирующую роль все же сохранял белый цвет.
Сегодня примеры выдающихся мировых архитектурных шедевров, а также массовое использование разнообразных цветовых схем при оформлении современных зданий меняют традиционное отношение к цвету и влияют на наши взгляды по использованию цветов в архитектуре.
Роль цвета в период модернизма
Цветовая гамма периода модернизма нашла свое отображение в современном городе из бетона и стекла. Использование цвета применялось не только для декорирования, но и для выделения структуры здания, распределения его внешнего и внутреннего объема, выделения функциональных зон, создания понятных, закономерных схем движения через пространство, а также для придания каждому структурному элементу определенной самобытности.
Тем не менее, использование цвета отнюдь не являлось обязательным условием в модернистском движении. Существует широко распространенное мнение, что цвет был декоративным элементом, и что современное здание может обойтись и без него. Мы можем увидеть это в зданиях Адольфа Лооса (1870-1933), который придавал особое значение геометрическому расположению объемов, отвергая цвет, как совершенно ненужный элемент декора.
Такой была позиция ранних сторонников модернизма, которые искали индивидуальность через тяжелые формы, лишенные любых ненужных декоративных элементов. Они отдавали предпочтение белому цвету, что в нынешнее время демонстрирует в своей работе американский архитектор Ричард Мейер (р. 1934 г.).
Хотя Ле Корбюзье (1887-1965) был типичным представителем модернистского движения, где особое предпочтение отдавалось белым экстерьерам, в некоторых зданиях из неокрашенного либо белого бетона он готов был использовать определенные цвета, в том числе и яркие. Именно его применение разных цветов оказало освобождающее влияние на архитектуру. Его интерес к использованию цвета можно увидеть в двух цветовых справочниках, которые он разработал, и которые по-прежнему используются. Они известны под названием «Архитектурная полихромия Корбюзье». Первый из них был опубликован в 1931 году и содержит собрание 43 цветов, в то время как второй датируется 1959 годом и насчитывает на 20 цветов больше.
Другой интересный вклад в использование цветовой гаммы в архитектуре был сделан голландской группой «De Stijl» («Стиль»). Это движение художников и архитекторов, которые выступали за чисто геометрический подход к архитектурному проектированию, но с использованием основных цветов. В качестве примера можно привести использование цветов Питом Мондрианом (1872-1944), который был участником данного движения.
Самым известным представителем школы был Геррит Ритвельд (1888-1964), который в 1924 году разработал и построил один из самых значимых памятников в современной архитектуре – Дом Шредера в Утрехте.
Еще одним новатором стал Тео ван Дусбург (1883-1931), который предложил новую методику в использовании цветных поверхностей. Он отдавал предпочтение использованию цветовых панелей и был одним из создателей группы «De Stijl».
Такие пионеры, как Ле Корбюзье и представители группы «De Stijl», в значительной мере повлияли на использование цветов архитекторами, и это влияние мы видим сегодня в окружающих нас зданиях.
Постмодернистские архитекторы стали использовать новый подход к цветовой гамме в оформлении зданий, как ответ на аскетизм модернистов. Благодаря им, за довольно короткий промежуток времени, цвета вновь начали приветствоваться в качестве декора.
От традиционной до современной архитектуры: Мексика
Мексиканский архитектор Луис Барраган (1902-1988) прославился тем, что начал использовать традиционные для Мексики яркие цвета при проектировании и строительстве зданий, полностью современных по структуре и форме. Он разработал ряд зданий, в которых особое значение придается именно цвету. Применение особых цветовых решений лежит в основе его архитектурного подхода, который позволяет создавать пространства с неповторимой, своеобразной атмосферой.
Цвета в греческой архитектуре
Если задаться вопросом об использовании цветов в греческой архитектуре, то можно столкнуться с изображениями из традиционной архитектуры, где в прошлом широко применялась разнообразная цветовая гамма, либо гамма со сдержанными цветами, которые начали использовать в более поздние времена. Как упоминалось ранее, у греков присутствует ярко выраженная тенденция к ликвидации цвета и принятию монохромных решений.
Одним из архитекторов, который пытался ввести сугубо греческий стиль в современную архитектуру, был Арис Константинидис (1913-1993). Выпускник Мюнхенской политехнической школы, Константинидис перенял принципы модернистской архитектуры в греческой среде и, используя простые формы и традиционные греческие цвета, создавал здания, идеально приспособленные к естественным пейзажам Греции. В его палитре любимыми цветами были коричневый, красный, фиолетовый, цвет охры и другие натуральные цвета, которые могли идеально дополнить необработанный серый бетон и камень.
Однако его идеи не нашли признания ни в частной, ни в государственной архитектурах. В своем интервью, которое он дал К. Тимелису (приведено в книге «O Logos tou Protomastora»), Константинидис рассказал о разочаровании и напрасно прожитой жизни. Он сказал Тимелису, что как только он заканчивает здание и оставляет его, люди сразу же начинают что-то в нем менять. «Они позволили мне построить здание, как я хотел, ибо я был настойчив, но стоило мне завершить работу и уйти, как они поменяли положение вещей. Я проектировал отель «Xenia», они же изменили его до неузнаваемости. Они поменяли всё: цвета, мебель – всё! Частные дома, построенные мной, постигла та же участь. И тогда я начал спрашивать себя – какой смысл?».
Из данного интервью можно увидеть, как тяжело было добиться признания современной архитектурной формы даже для такой тонкой и сдержанной цветовой палитры, как у Константинидиса.
Преобладание в строительном секторе подрядчиков изменило архитектурный пейзаж Греции, но даже в современных зданиях бежевый и белый цвета настолько распространены, что обычные люди к ним попросту привыкли и молча принимают эту ограниченную палитру красок. Тем не менее, благодаря работе многих архитекторов в городском пейзаже стали появляться новые цвета с более либеральным использованием оттенков.
Современные тенденции
В то время, как архитекторы-модернисты использовали цвета только для подчеркивания геометрических композиций своих зданий, тенденции в мировой архитектуре повернулись к реинтродукции цвета, освобожденного от запретов и ограничений модернизма. В нынешнее время здания могут похвастаться разнообразием цвета, который наносится не только с помощью краски на бетон или штукатурку, но и в виде цветного стекла и окрашенных алюминиевых панелей.
Характерным и завораживающим примером этой тенденции являются работы архитекторов Зауэрбрух & Хаттон, которые выступают за использование цвета в роли строительного кирпича во внешнем облике своих конструкций. С помощью Системы натуральных цветов (NCS), они создают здания, которые имеют разнообразный, но тщательно смоделированный ряд цветов и оттенков.
Ярким примером их работы является Брандхорстский музей в Мюнхене, фасад которого был сделан в два слоя. Внутренний слой состоит из перфорированного цветного листового железа, тогда как на наружных панелях крепятся 36000 многоцветных керамических стержней, из-за чего издали музей кажется пастельного цвета, а вблизи играет радугой ярких красок. Архитекторы признают, что в создании данного образа им в значительной мере помогла система NCS.
Современные технологии цвета
Работы Зауэрбрух & Хаттон является примером инновационной логики в использовании цветовых решений для декорирования зданий. Важно то, что организованные цветовые системы делают несравнимый вклад в архитектурные конфигурации и внешний вид строений, а качественная краска заботится о долговечности конструкций, особенно в греческом климате.
Крупнейший греческий производитель красок Vitex предлагает различные цветовые решения в двух диапазонах: система NCS с наличием 1950 оттенков и Красочная коллекция Vitex, которая насчитывает 660 оттенков. Стоит отметить, что использование неорганических красок для наружных поверхностей обеспечит самые разнообразные оттенки, которые будут сохранять свой цвет на протяжении длительного времени.
Новые цвета по всему миру
Цветочный рынок Меркабарна, Барселона, Испания. Этот рынок для цветов и сопутствующих товаров был построен архитектурным бюро «Willy Muller Architects» и занимает площадь в 2000 м2. Особенностью данного здания является его крыша, созданная на основе складывания рисунка с использованием цветных вертикальных элементов, которые контрастируют с серыми тонами цинковыми покрытиями, параллельно расположенными в разных направлениях.
Скала, Вупперталь, Германия. Работа немецкого художника Горста Глэскера представляет собой лестницу, у которой все 112 ступеней выкрашены в разные яркие цвета и исписаны словами, означающими человеческие эмоции.
Банк Sugamo Shinkin, Токио, Япония. Столь оригинальный проект для токийского банка разработал французский архитектор Эммануель Моро. Согласно концепции, созданной архитектором, здание представляет собой радугу, которая мерцает в темное время суток.
Вам необходимо авторизироваться чтобы оставить комментарий.