Полихромия в современной архитектуре
Термин «полихромия» часто встречается в истории архитектуры. Например, его используют как при описании древнегреческих храмов, так и в отношении современных образцов архитектуры. Данный термин означает использование множества цветов в архитектурной композиции.
В разных культурах выбор цветов и оттенков обуславливается традициями, символами, религией. С течением времени, особенно в западной архитектуре, использование разнообразных цветовых схем сокращается, всё больше уступая место монохромным тенденциям. Даже последователи модернистского движения использовали цвета из очень ограниченной палитры.
Творения Бруно Таута
Немецкий архитектор Бруно Таут (1889-1938) впервые получил признание в 1914 году на выставке Немецкого Веркбунда (объединения архитекторов) в Кёльне. Благодаря Стеклянному павильону он продемонстрировал новый подход к строительству с помощью использования стекла и металла. Совместно с другими художниками и архитекторами Таут участвовал в группе «Arbeitsrat für Kunst» (Рабочий комитет искусства), которая занималась поисками новой архитектурной ясности. Тем не менее, после событий Ноябрьской революции он пошел на компромисс с суровой действительностью Веймарской республики и вместе со своим братом Максом разработал первые низкобюджетные жилые дома в Берлине.
Однако интересной особенностью его стиля было использование полихромии. Таут умел удачно подбирать цвета, соответствующие архитектурным элементам зданий. Он использовал цвета в качестве элементов, которые придают зданиям ореол лёгкости и радости, вырывая людей из монотонности и массивности жилищных комплексов. Но в своей палитре он использовал не только яркие оттенки синего, красного, зеленого и желтого цветов, но и традиционные мотивы и орнаменты.
Использование цвета в архитектуре Зауэрбруха и Хаттон
Голландская группа «De Stijl» и представители модернистов (в особенности Ле Корбюзье) применили абсолютно новый подход в отношении цвета. Сегодня, после периода использования неярких цветов в архитектуре, многие проектировщики зданий специально отдают предпочтение полихромии, давая возможность ярким краскам проявить себя. Основными представителями этой новой тенденции, которая внедряет разноцветные здания в унылый городской пейзаж, являются архитекторы Маттиас Зауэрбрух и Луиза Хаттон.
Известность к компании Зауэрбрух&Хаттон пришла в 90-х годах, когда при проектировании и внутреннем оформлении трех зданий архитекторы внедрили подход с доминированием полихромной палитры. Данные работы дали старт для их нового подхода к цвету и созданию теории, которая отразилась на их будущих творениях.
В последующих работах разнообразные цветовые решения помогли украсить здания с простыми формами. Для архитекторов цвет стал строительным материалом, точно таким же, как твердый кирпич для Алвара Аалто. В большинстве их работ красочный фасад представляет собою своеобразный кожный покров здания – как у музея Брандхорста в Берлине с его разноцветными керамическими стержнями. Однако иногда разнообразные цветовые палитры применялись и для оформления внутренних помещений конструкции, как это произошло с красочными персидскими жалюзи в офисном здании GSW в Берлине. Результат получился впечатляющим: творения Зауэрбруха и Хаттон заняли почетное место в современной архитектуре.
Одной из первых крупных работ архитекторов Зауэрбруха и Хаттон стало строительство офисного здания GSW в Берлине в 1999 году. Узкая вертикальная башня высотой в 81 метр имела просторные помещения с оптимально подобранным освещением. Передняя часть здания представляла собой множество окон с узкими металлическими перегородками между ними. На каждом окне установили вертикальные солнцезащитные персидские жалюзи, которые должны были регулировать количество света, попадающего на рабочие места. Согласно дизайнерскому решению, жалюзи выполнили в теплых тонах в вариациях от красного до оранжевого оттенков на основе Системы натуральных цветов. Применение такой схемы стало узнаваемой чертой здания, в то время, когда точечный рисунок здания изменялся в зависимости от потребностей освещения.
Общая архитектурная композиция офиса GSW в Берлине дополнена низким трёхэтажным зданием. Оно увенчано круглой башней, обшитой волнообразными железными листами, окрашенными в холодные цвета синего и зеленого оттенков.
Среди работ знаменитых архитекторов особой оригинальностью отличаются два расположенных рядом здания «Photonic Center» в Берлине. Согласно разработанному проекту, этажи зданий имеют дугообразную форму, которая выглядит довольно органично, хотя вначале её предполагалось использовать для уменьшения бюджета строительства. Простые стеклянные поверхности становятся более интересными благодаря использованию вертикальных жалюзи разных цветов. Как и в предыдущем примере, структура использования цветов довольно проста, но придает архитектурному замыслу неповторимый стиль.
В 2004 году Берлинская пожарная и полицейская станция была построена как дополнение к старинному зданию 19 века. Для её постройки использовались разноцветные стекла, которые по выполнению и внешнему виду напоминают стену из кирпича. Цветные стекла были использованы таким образом, что в результате получился красивый переход от холодных зеленых тонов к теплым красным.
Овальный офис – недавняя работа архитекторов в Кёльне – представляет собой два здания неправильной волнообразной формы. Дизайнерский подход к цвету и солнцезащитной системе здания здесь довольно очевиден. В этой работе архитекторы использовали систему цветных внешних вертикальных жалюзи по всему периметру здания. Красный и зеленый тона распределились в гармонии с окружающим пространством.
Полихромия в современной архитектуре
Работы испанских архитекторов Морено Мансильи и Эмилио Туньона не всегда были связаны с использованием цветов. Однако в их работе «Музей современного искусства «Musac» в Леоне (Испания) полихромия стала одним из основных элементов передней части здания. Вертикальные цветные стеклянные стены напоминают витражи модернистского направления.
Отправной точкой для работ Зауэрбруха и Хаттон послужил «Animal Center» в Амстердаме, который был спроектирован голландскими архитекторами компании «Arons en Gelauf». Использование зеленых и желтых цветных алюминиевых панелей органично вписало здание в окружающий пейзаж.
Благодаря элементам полихромии испанским архитекторам из студии «Amann-Cánovas-Maruri» удалось придать многоквартирному зданию в Мадриде интенсивную динамичность и особую форму. Согласно задумке архитекторов, каждая квартира должна была иметь свой цвет, который нес в себе индустриальную эстетику. Горизонтальные плиты были использованы, чтобы разделить здание на зоны и создать впечатление, что они поддерживают квартиры.
Новая работа знаменитого архитектора Ренцо Пьяно воплотилась в жизнь в одном из районов Лондона. Она представила собой комплекс зданий разного назначения, который расположен среди современных и старых строений. Цветной фасад каждого здания открыл интересный диалог с естественным светом, тогда как совместно они создали образ подвесной панели. В качестве строительных материалов использовались металлические и керамические элементы, а цветовая гамма варьировалась от оранжевого до светло-зеленого, желтого и серого.
Французы-основатели архитекторского бюро «Koz» разработали проект молодёжного центра и спортивного комплекса в Сен-Клу. Это здание интересно в плане формы и размера, а также с точки зрения цвета. Цвет здесь использовался не только на фасаде здания, но и внутри помещений, придавая эффект свежести и динамичности. С внешней стороны здания установили вертикальные стеклянные зоны, которые имели интересный вид даже в ночное время суток. Яркие цвета внутри соответствовали внешним стеклам и привнесли энергию в окружающее пространство.
Полихромия в современной архитектуре: новые цвета по всему миру
Примером современной испанской архитектуры может служить офис дизайнерской студии «Selgascano Arquitectos», расположенный в лесу в пределах Мадрида. Он представил собой одноэтажное полупрозрачное здание в форме трубы. Половина конструкции закрыта для обзора, зато вторая часть сделана из прозрачного плексигласа, позволяющего сотрудникам чувствовать себя ближе к природе. Главной особенностью конструкции явилось использование желтого цвета на стене и на части пола, что еще больше подчеркнуло её линейность.
Одна из последних работ известного архитектора Стивена Холла – новое студенческое общежитие в Массачусетском технологическом институте – представила собой мега-комплекс рационалистической архитектуры. Интерес вызвали яркие цвета, использованные на открытой стороне здания, которые напоминают многоквартирные дома Ле Корбюзье в Марселе.
Интересным примером использования полихромии можно считать инсталляцию американской художницы Джессики Стокхолдер в парке Мэдисон-сквер. Художница использовала в своей работе разные цвета, преобразив парк с помощью разноцветных треугольников, выложенных яркими абстрактными картинами.
Вам необходимо авторизироваться чтобы оставить комментарий.